В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно детям, начинающим осваивать азы дорожной азбуки.
Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. И чаще всего это связано с невыполнением и незнаниями элементарных основ правил дорожного движения. Дети не в состоянии определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают свои возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с младшего возраста по принципу «от простого к сложному». Главная задача взрослых - разъяснить правила дорожного движения ребенку, донести до него смысл опасности несоблюдения правил. Формированию у воспитанников навыков безопасного поведения способствует игровая деятельность. Игра является наиболее естественной средой для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания (исследования Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшина, М. М. Котик, О. А. Скорлуповой, Т. А. Шорыгиной и др.).
Поэтому при написании данной работы, я поставила цель: формирование представлений о правилах дорожного движения у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Для решения поставленной цели определила следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу и методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей среднего дошкольного возраста;
- создать условия и пополнить развивающую предметно-игровую среду для формирования представлений о правилах дорожного движения детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
- составить перспективный план работы по формированию представлений о правилах дорожного движения и безопасном поведении на улицах и дорогах;
- обеспечить преемственность в работе с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Длительность работы над опытом: сентябрь 2016 – май 2017
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» «Правила движения достойны уважения» в группе среднего дошкольного возраста
Задачи: формировать у детей среднего дошкольного возраста целостное восприятие окружающей дорожной среды; уточнить и расширить представления об участниках дорожного движения: пассажирах, пешеходах, транспорте; воспитывать дисциплинированность, сознательное выполнение правил дорожного движения.
Материалы и оборудование: картина «Улица», макет светофора, дорожные знаки («Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Дети», «Движение на велосипеде запрещено», «Место остановки автобуса» и другие), костюм Карлсона, красные и зеленые кружочки по количеству детей.
- Начало занятия.
Художественное слово.
Цель: активизация внимания, создание настроя на работу по изучению правил дорожного движения.
Воспитатель (В.). Рассаживайтесь удобнее. Места занимайте скорей. Сегодня в страну Светофорию мы приглашаем друзей! Город, в котором с тобой мы живем, можно по праву сравнить с букварем. Азбукой улиц, проспектов, дорог, город все время дает нам урок. Вот она – азбука над головой, знаки мы видим повсюду с тобой. Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!
В. Мы с вами живем в городе. А как он называется? ( Жлобин)
В нем проживает много людей, ездит много транспорта. А чтобы машины и люди не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Вспомните, пожалуйста, как они называются. (Правила дорожного движения).
- Ход занятия.
Сюрпризный момент.
Цель: поддержать эмоциональную заинтересованность детей.
Появляется Светофор Светофорыч (С.).
С. Торопился на вокзал, ой, куда же я попал?
Дети. В детский сад!
С. Ой, извините, я не поздоровался и не представился. Меня зовут Светофор Светофорович Мигалкин! Я доктор наук дорожного движения. Я на дороге самый главный! А мои глаза – мои помощники. Различать должны вы ясно свет зеленый, желтый, красный. А что это вы здесь собрались?
Дети. Мы изучаем правила безопасного поведения на дорогах и улицах города,знакомимся с правилами дорожного движения.
С. А можно я вам буду помогать? Я как раз и дорожные знаки захватил.
Дети. Конечно можно!
В. Ой, ребята, я слышу, кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто это.
(Появляется Карлсон).
В. Что случилось, Карлсон?
Карлсон (К.). Я попал в беду! Моторчик мой сломался. Пошел я по улице, а там какие-то непонятные знаки, столб какой-то мигает разными цветами и на дороге нарисованы какие-то полоски.
В. Ну-ка, Карлсон, покажи, какие знаки ты видел на улице. Светофор Светофорович, давай нам знаки.
Карлсон выбирает знаки: пешеходный переход, пункт первой медицинской помощи, дети, движение на велосипеде запрещено, место остановки автобуса.
В. Ребята, расскажите Карлсону, что эти знаки обозначают. (Ответы детей).
В.Карлсон, все знаки, что ты видел – это дорожные знаки.
С. Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пройдут машины.
Станут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором,
Как зовусь я? (Светофором).
В. Видишь, Карлсон, это никакой не столб. Это светофор, он регулирует дорожное движение.
С. предлагает поиграть в подвижную игру «Светофор».
Цель игры: формирование практических умений действовать в дорожной обстановке.
- На красный свет – все стоят
- На желтый – стоят и хлопают
- Назеленый смотрят налево, направо, и шагают.
К.Какие вы ребята славные. Вы мне настроение вернули. Я даже забыл, что у меня моторчик барахлит. А у вас моторчики в порядке?
(Дети отвечают, что моторчиков у них никогда не было).
К. А как же вы попадаете к своим друзьям, бабушкам, дедушкам?
(На автомобиле, на автобусе (троллейбусе, трамвае, метро и т.д.)А если очень далеко – можно на поезде или самолете).
В. Одним словом… (на транспорте).
К. Ой, видел я эти машины, едут в разные стороны. Хотел перейти дорогу, но не смог, страшно.
С. Если ты спешишь в пути через улицу пройти, там иди, где весь народ, там, где знак есть… (переход/показывают Карлсону знак).
В. Правильно, ребята, а какие бывают переходы? (наземные, подземные, надземные).
А еще наземный переход называют зеброй. Почему? (ответы детей).
С. Предлагает поиграть в развивающую игру «Разрешается-запрещается).
Цель игры: закрепить умение применять полученные знания в жизни.
В. Если действие разрешается – поднимайте зеленый кружок. Если запрещается – красный.
-играть на проезжей части (запрещается);
- переходить улицу на зеленый сигнал (разрешается);
- перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается);
-идти с родителями по тротуару (разрешается);
-переходить улицу по подземному переходу (разрешается);
-переходить улицу при желтом сигнале светофора (запрещается);
-кататься на велосипеде по проезжей части (запрещается);
-кататься на велосипеде по велодорожке (разрешается);
-выполнять и уважать правила дорожного движения (разрешается).
С. Если свет зажегся красный, значит двигаться … (опасно).
Свет зеленый говорит: «Пешеходам путь … (открыт)».
К. Ребята, а кто такие пешеходы? (Это люди, идущие по тротуарам, переходящие улицу по переходам и т.д.).
А как тогда называются люди, которые едут в транспорте? (Пассажиры).
К. (грустно)А я никогда не был пассажиром.
В. А хочешь им побыть? Давай мы тебя прокатим на нашем поезде.
Музыкальная пауза
Цель: поддержание на должном уровне интереса и работоспособности детей.
Звучит песенка «Я спешил к вам друзья».
Дети становятся друг за другом паровозиком и катают Карлосна.
В. Ну что, Карлсон, понравилось тебе быть пассажиром?
К. Очень понравилось! Сегодня я был и пешеходом, и пассажиром, и столько всего нового узнал!
С. Ну тогда вместе с ребятами отвечай на мои вопросы!
Мини-викторина «Ответь правильно».
Цель: подвести итог занятия, развивать умения пользоваться полученными представлениями.
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (на зеленый).
- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (тротуар).
-Что такое проезжая часть? (часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).
- Где безопасно переходить проезжую часть? (по пешеходным переходам).
- Кого мы называем пассажирами? (людей, которые едут в транспорте).
III. Окончание занятия.
Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Да, ребята, мы с вами продолжили знакомство с правилами дорожного движения. Много всего вспомнили и много узнали нового. Вы рады этому? (Ответы детей). Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом и подарим свои улыбки.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители! Вам необходимо постоянно закреплять изученный в саду материал в практической деятельности.
1. При ребенке никогда не стоит нарушать правила, переходить дорогу на красный свет или перебегать проезжую часть в неположенном месте, даже если улица пуста и вам не грозит никакая опасность. Вы даете плохой пример ребенку и учите его, что нарушать правила время от времени можно. И если сейчас он нарушает ПДД под вашим присмотром, то в один прекрасный момент, он это сделает и без вас.
2. По дороге в учреждение дошкольного образования и домой, во время прогулок с ребенком по городу и путешествий, постоянно обращайте внимание на необходимость соблюдения правил дорожного движения. Советуйтесь с ребенком, сочиняйте вместе с ним истории и играйте в игры. Это ненавязчиво, но очень прочно поможет усвоить дорожные правила.
3. Полезным подспорьем в изучении дорожной науки могут стать игры, детские стихотворения, загадки и тематические книги. Вот только изучать и читать их нужно не только дома: гораздо более эффективными они станут, если будут рассказаны и прочитаны в подходящей ситуации.
4. Научите ребенка быть внимательным не только на улице, но и в собственном дворе. По статистике, примерно половина всех несчастных случаев в дорожно-транспортных происшествиях с участием детей происходит именно во дворах жилых домов или на близлежащих дорогах.
5. Не запугивайте ребенка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность.